Гэри Мур. Guitar Special
Metal Hammer DE 1986, №02, стр. 106-108
Немногие гитаристы, уровень качества которых на протяжении многих лет постоянно повышается, могут постоянно увеличивать свой успех независимо от музыкальных стилей и модных тенденций. Будь то соло в Thin Lizzy, Colosseum II или просто путешествие с гитарой за кулисами, у Гэри этот успех есть, и каждый кто его слушает, это замечает. Тысячи молодых гитаристов мучительно пробирались сквозь его соло нота за нотой, как только на рынке появилась новая виниловая пластинка с его именем. Его имя является примером того, что мелодия и скоростные пассажи - две очень важные вещи, которые можно сочетать, и это факт, который многие гитаристы хэви-метала часто упускают из виду. Возникает достаточная причина, чтобы Metal Hammer встретился с гитаристом за кулисами.
Гэри, когда ты работал в студии, ты записал свой последний LP «Run For Cover» с целой кучей разных музыкантов. Только одних вокалистов, участвовавших в записи, было трое. Как и когда ты собрал свою группу с нынешним составом?
- Группа, с которой я нахожусь на сцене, - это то, что осталось от работы в студии. Во время работы со всеми остальными было много стресса. Глен Хьюз, например - супер-музыкант, но я не могу с ним работать. Глен просто слишком переменчив. Нельзя жить 70-ми и играть на сцене 80-х. Сегодняшние времена стали намного сложнее. Конечно, это было большим стрессом, когда нам пришлось полностью изменить концепцию группы после его ухода. Вокал и бас, которые он должен был взять на себя, были поделены между другими музыкантами. Для меня это означало снова взять на себя вокальные партии. Совместить вокал и соло-гитару одному очень сложно. Это знает каждый гитарист, который поет.
Благодаря сотрудничеству в студии у группы, конечно же, не ушло много времени, чтобы подготовить концертную программу.
- Согласен. Все песни мы знали еще при работе в студии. Но независимо от того, проводите ли вы сессию в студии или играете на сцене, это две разные модели. Музыкально вы быстро составляете программу. Сегодня становится все более важным то шоу, которое вы ставите на сцене и к которому публика уже привыкла в ходе концертных выступлений. Как гитарист, я всегда уверен в демонстрации своих соло, потому что знаю, что эти произведения встретят аплодисментами.
Можно ли ожидать, что при таком способе работы в турне начнется что-то вроде рутины? Оригинальность в сценическом шоу сегодня жизненно важна.
- Естественно. После 20-30 концертов вы играете свой сет как во сне. Но это только один аспект, потому что концерт почти полностью зависит от реакции публики. Любой хороший музыкант, конечно, может играть в пустом зале, но можно совсем забыть об этом ощущении. Музыканту надо сделать публику своим ориентиром. Аудитория - это самое главное, никто не должен ее обманывать.
Будучи звездой такого масштаба, вы теперь обязаны выпускать такие коммерческие песни, как «Out In The Fields». Как только вы заняли позицию в чартах, вы неизбежно захотите ее сохранить.
- Естественно. В моей работе ты должен проявить себя успешными песнями. Каждому музыканту, достигнувшему высот, приходилось изо всех сил стараться, чтобы подняться. Об этом забывают как раз те, кто постоянно критикует какого-то гитариста. Как гитарист, ты тоже не можешь поддерживать репутацию технического революционера. В какой-то момент приходят люди, которые быстрее или лучше. Вы можете творить на гитаре очень эффективные вещи, которые впоследствии вызовут у всех восторг. Но такие вещи, как скорость - это еще не все, я даже скажу - ничто. Когда я начинал, каждый гитарист с энтузиазмом слушал Клэптона, который потрясает тысячи гитаристов своим медленным стилем игры.
Звук Клэптона всегда был тесно связан с Fender Stratocaster. Какие гитары ты используешь на сцене?
- Марка гитары для меня совершенно вторична. Просто гитары должны быть хорошими, вот и все. Прямо сейчас я играю на моделях Charvel и на гитарах Hamer. Какую гитару я использую, зависит от конкретной песни, которую я играю.
Пол Хамер говорит, что несколько месяцев назад ты купил несколько гитар - девять, если быть точным. Ты действительно заплатил за гитары или это были обычные подарки знаменитому гитаристу?
- Нет. Компания Пола Хамера слишком мала, чтобы позволить себе дорогие рекламные контракты. У него все работает по девизу: меньше, но качественней. Я записал свою последнюю пластинку с гитарами Hamer. Когда он услышал, что я собираюсь сфотографироваться с его гитарами для моего альбома, он очень испугался. Меня не волнуют деньги, которые предлагают мне некоторые гитарные компании или производители. В конце концов, это полная чушь. Если гитара, о которой мне говорили, мне не подходит, я не хочу находится с ней на сцене, ни за какие деньги. Конечно, я могу извлечь что-то из каждой гитары разного качества. Но если я хочу предлагать на каждом концерте высокое качество, мне также нужен супер материал. Я хочу обеспечивать неизменно высокое качество на каждом концерте. Играем ли мы в Германии, Франции или где-либо еще в мире, фанаты имеют право на хороший концерт, потому что цены на билеты тоже этого стоят.
Какие струны ты используешь?
- На самом деле я играю на слишком толстых струнах для хард-рока, а именно на Дине Маркли, Light Top Heavy Bottom калибра 010-052. Многие гитаристы, которые играли на моих гитарах, подходили через несколько минут и спрашивали меня, как я могу играть так быстро на таких толстых струнах. Это просто вопрос практики. Посмотрите, чем толще струна и чем больше у нее масса, тем лучше и мощнее ее звук. Имеет большое значение, играю ли я на струне 007 или 010 E. Конечно, я могу и лучше натянуть тонкие струны, но их натяжение для меня недостаточно. То же самое и с басовыми струнами. Для басовых струн мне нравится выбирать еще более сильные, например 052 струны. В пылу концерта можно как следует поразмяться. Я очень жестокий игрок, у которого струны обычно замучены. Там должна быть какая-то сила. Меня не устраивает менять гитары на сцене только потому, что у меня порвались струны. Правда если вы натягиваете более толстые струны, вам, конечно, следует соответствующим образом выровнять лады. Со своими струнами я играю на гигантских ладах, которые, как известно, очень высокие. Чем выше лады, тем быстрее вы играете, потому что вы меньше касаетесь грифа и, следовательно, меньше трение. Но это отличается у гитаристов и зависит от конкретного индивидуального стиля игры музыканта.
Ты очень выразительный игрок на сцене, шоу и игра – это твоё. Какие обработки ты используешь?
Я относительно плохо оснащен обработками. На сцене я играю с Ibanez Tube Screamer, Roland 555 в сочетании с педалью громкости. Но моя техника постоянно меняется. Иногда я вообще не использую эффекты. У каждого гитариста свой звук на гитаре, который он создает сам. Если он не хорош, даже лучшая техника его не спасёт.
На концертах ты поддерживаешь такое же звуковое давление, как на саундчеке?
Я знаю, что у нас на сцене адский шум. Но не следует забывать, что сцена, во-первых, очень большая, а мне, во-вторых, нужно большое давление в спину, чтобы правильно оторваться. Я из тех парней, которым просто нужен такой звук, чтобы почувствовать себя правильно. Конечно, это не означает, что вы должны из принципа максимально использовать Marshall, потому что все так делают. В нашей индустрии в этой сфере творится много чепухи.
Твои инструменты оснащены разными звукоснимателями. Гитары Charvel с активными звукоснимателями EMG, модели Hamer с обычными хамбакерами. Это связано с твоими конкретными звуковыми идеями для каждой модели или песни, которую ты сейчас играешь?
- До сих пор помню, как впервые попробовал звучки ЭМГ. Я был в восторге. Все зависит от того, какой вкус или звук вы имеете в виду. Я пробовал звукосниматели EMG со многими гитарами, и я считаю, что они великолепны. Вы должны знать, что активный звучек имеет совершенно другой звук, чем, например, пассивный звукосниматель, или звукосниматель с одной катушкой. Я хочу сказать, EMG никогда не используйте на традиционных блюзовых гитарах. Их звук очень жесткий и резкий. Идеальный звукосниматель для сольной гитары. Этот звук разносится повсюду. Всегда стоит вопрос предполагаемого использования, где и когда использовать какой звукосниматель. Каждая система звукоснимателей, активная или пассивная, имеет свои преимущества, потому что каждая система производит совершенно особый тон, который невозможно воспроизвести с другой. В зависимости от музыкального стиля вы должны спросить себя, какая система лучше и оптимальнее для вас.
Звук создается не только гитарой и звукоснимателем. Ваш гитарный техник только что сказал мне, что ты используешь разные типы усилителей вживую и в студии.
- Да он прав. Я использую 2 разных типа усилителей. В студии я много работаю с усилителями Gallien Krüger, которые, на мой взгляд, идеально подходят для этого. Студийная работа и сцена - это две совершенно разные вещи. Как я уже говорил, вживую вам нужно совершенно другое звуковое давление. Как гитарист, ты не можешь пройти мимо Маршалла. Они генерируют давление и мощность, которых нельзя достичь с другими усилителями.
Какие это модели?
- Беру топовые партии без мастер-громкости по 100 Вт каждая.
Есть старое утверждение, что маршальский регулятор тембра не особенно эффективен и что правильный звук доступен только с определенной громкостью. Как ты, старый поклонник "Маршалла", относишься к этому?
- Это верно. Либо вы правильно настроили "Маршалл", либо он не звучит. Типичный ламповый звук зависит от того, насколько сильно вы увеличиваете мощность усилителя Marshall. Вот почему я вообще не люблю маршалловские колонки с предусилителем. Мои настройки звука на усилителях основаны на гитарах, на которых я играю. Обычно мой регулятор громкости установлен на 6, высокие и средние на 8, а низкие на 10. Звук регулируется в зависимости от того, какой звукосниматель я использую. В принципе, эти настройки не имеют значения, потому что вы, как музыкант, производите звук. 3/4 звука гитары зависит от гитариста, а не от усилителя. Когда я однажды встретил Джеффа Бека, и мы играли вместе, я тоже подумал, что его звук исходит от усилителя, а не от него. Только когда он играл на моей системе и я снова услышал его типичный звук, я понял, что настройки звука и т. д. - ерунда.
В твоих соло использование тремоло играет большую роль. Хотя на рынке есть много тремоло-систем, ты оснастил почти все гитары системой Floyd Rose.
- У меня очень простой вкус - всегда только самое лучшее (смеется). Нет, шутки в сторону. В течение многих лет я использовал тремоло моих старых гитар Fender. Для меня вообще это была единственная тремоло-система. Однако, привыкнув к этому, нужно было уделять очень много времени. В какой-то момент у меня возникла идея изменить свой звук и я наткнулся на систему Флойд Роуз. До этого я перепробовал, разумеется, множество других систем, в том числе и тремоло Kahler. Но ни одна из них меня не удовлетворила. Среди всех тремоло-систем есть только одна, которая работает почти идеально, и это Флойд Роуз. Она тоже не подарок. Струна G здесь немного расстроена. Но не забывайте, что мне еще надо вытягивать все эти тремоло. Более жесткого стресс-теста, чем мое сценическое шоу, почти нет. На данный момент Флойд Роуз - лучшая система для меня. Тремоло, если вы его хорошо используете, очень эффектная вещь. Но как раз многие молодые гитаристы полностью преувеличивают. Если я использую тремоло в каждом соло, это быстро становится скучным. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы привыкнуть к тремоло. В первый раз, когда я начал с тремоло на моем Fender, этот странный рычаг просто мешал мне (смеется)
Беседовал: Etienne Weischenberg
Перевод: Сергей Ачмиз
![]()
![]()
Metal Hammer DE 1986, №02, стр. 106-108
Немногие гитаристы, уровень качества которых на протяжении многих лет постоянно повышается, могут постоянно увеличивать свой успех независимо от музыкальных стилей и модных тенденций. Будь то соло в Thin Lizzy, Colosseum II или просто путешествие с гитарой за кулисами, у Гэри этот успех есть, и каждый кто его слушает, это замечает. Тысячи молодых гитаристов мучительно пробирались сквозь его соло нота за нотой, как только на рынке появилась новая виниловая пластинка с его именем. Его имя является примером того, что мелодия и скоростные пассажи - две очень важные вещи, которые можно сочетать, и это факт, который многие гитаристы хэви-метала часто упускают из виду. Возникает достаточная причина, чтобы Metal Hammer встретился с гитаристом за кулисами.
Гэри, когда ты работал в студии, ты записал свой последний LP «Run For Cover» с целой кучей разных музыкантов. Только одних вокалистов, участвовавших в записи, было трое. Как и когда ты собрал свою группу с нынешним составом?
- Группа, с которой я нахожусь на сцене, - это то, что осталось от работы в студии. Во время работы со всеми остальными было много стресса. Глен Хьюз, например - супер-музыкант, но я не могу с ним работать. Глен просто слишком переменчив. Нельзя жить 70-ми и играть на сцене 80-х. Сегодняшние времена стали намного сложнее. Конечно, это было большим стрессом, когда нам пришлось полностью изменить концепцию группы после его ухода. Вокал и бас, которые он должен был взять на себя, были поделены между другими музыкантами. Для меня это означало снова взять на себя вокальные партии. Совместить вокал и соло-гитару одному очень сложно. Это знает каждый гитарист, который поет.
Благодаря сотрудничеству в студии у группы, конечно же, не ушло много времени, чтобы подготовить концертную программу.
- Согласен. Все песни мы знали еще при работе в студии. Но независимо от того, проводите ли вы сессию в студии или играете на сцене, это две разные модели. Музыкально вы быстро составляете программу. Сегодня становится все более важным то шоу, которое вы ставите на сцене и к которому публика уже привыкла в ходе концертных выступлений. Как гитарист, я всегда уверен в демонстрации своих соло, потому что знаю, что эти произведения встретят аплодисментами.
Можно ли ожидать, что при таком способе работы в турне начнется что-то вроде рутины? Оригинальность в сценическом шоу сегодня жизненно важна.
- Естественно. После 20-30 концертов вы играете свой сет как во сне. Но это только один аспект, потому что концерт почти полностью зависит от реакции публики. Любой хороший музыкант, конечно, может играть в пустом зале, но можно совсем забыть об этом ощущении. Музыканту надо сделать публику своим ориентиром. Аудитория - это самое главное, никто не должен ее обманывать.
Будучи звездой такого масштаба, вы теперь обязаны выпускать такие коммерческие песни, как «Out In The Fields». Как только вы заняли позицию в чартах, вы неизбежно захотите ее сохранить.
- Естественно. В моей работе ты должен проявить себя успешными песнями. Каждому музыканту, достигнувшему высот, приходилось изо всех сил стараться, чтобы подняться. Об этом забывают как раз те, кто постоянно критикует какого-то гитариста. Как гитарист, ты тоже не можешь поддерживать репутацию технического революционера. В какой-то момент приходят люди, которые быстрее или лучше. Вы можете творить на гитаре очень эффективные вещи, которые впоследствии вызовут у всех восторг. Но такие вещи, как скорость - это еще не все, я даже скажу - ничто. Когда я начинал, каждый гитарист с энтузиазмом слушал Клэптона, который потрясает тысячи гитаристов своим медленным стилем игры.
Звук Клэптона всегда был тесно связан с Fender Stratocaster. Какие гитары ты используешь на сцене?
- Марка гитары для меня совершенно вторична. Просто гитары должны быть хорошими, вот и все. Прямо сейчас я играю на моделях Charvel и на гитарах Hamer. Какую гитару я использую, зависит от конкретной песни, которую я играю.
Пол Хамер говорит, что несколько месяцев назад ты купил несколько гитар - девять, если быть точным. Ты действительно заплатил за гитары или это были обычные подарки знаменитому гитаристу?
- Нет. Компания Пола Хамера слишком мала, чтобы позволить себе дорогие рекламные контракты. У него все работает по девизу: меньше, но качественней. Я записал свою последнюю пластинку с гитарами Hamer. Когда он услышал, что я собираюсь сфотографироваться с его гитарами для моего альбома, он очень испугался. Меня не волнуют деньги, которые предлагают мне некоторые гитарные компании или производители. В конце концов, это полная чушь. Если гитара, о которой мне говорили, мне не подходит, я не хочу находится с ней на сцене, ни за какие деньги. Конечно, я могу извлечь что-то из каждой гитары разного качества. Но если я хочу предлагать на каждом концерте высокое качество, мне также нужен супер материал. Я хочу обеспечивать неизменно высокое качество на каждом концерте. Играем ли мы в Германии, Франции или где-либо еще в мире, фанаты имеют право на хороший концерт, потому что цены на билеты тоже этого стоят.
Какие струны ты используешь?
- На самом деле я играю на слишком толстых струнах для хард-рока, а именно на Дине Маркли, Light Top Heavy Bottom калибра 010-052. Многие гитаристы, которые играли на моих гитарах, подходили через несколько минут и спрашивали меня, как я могу играть так быстро на таких толстых струнах. Это просто вопрос практики. Посмотрите, чем толще струна и чем больше у нее масса, тем лучше и мощнее ее звук. Имеет большое значение, играю ли я на струне 007 или 010 E. Конечно, я могу и лучше натянуть тонкие струны, но их натяжение для меня недостаточно. То же самое и с басовыми струнами. Для басовых струн мне нравится выбирать еще более сильные, например 052 струны. В пылу концерта можно как следует поразмяться. Я очень жестокий игрок, у которого струны обычно замучены. Там должна быть какая-то сила. Меня не устраивает менять гитары на сцене только потому, что у меня порвались струны. Правда если вы натягиваете более толстые струны, вам, конечно, следует соответствующим образом выровнять лады. Со своими струнами я играю на гигантских ладах, которые, как известно, очень высокие. Чем выше лады, тем быстрее вы играете, потому что вы меньше касаетесь грифа и, следовательно, меньше трение. Но это отличается у гитаристов и зависит от конкретного индивидуального стиля игры музыканта.
Ты очень выразительный игрок на сцене, шоу и игра – это твоё. Какие обработки ты используешь?
Я относительно плохо оснащен обработками. На сцене я играю с Ibanez Tube Screamer, Roland 555 в сочетании с педалью громкости. Но моя техника постоянно меняется. Иногда я вообще не использую эффекты. У каждого гитариста свой звук на гитаре, который он создает сам. Если он не хорош, даже лучшая техника его не спасёт.
На концертах ты поддерживаешь такое же звуковое давление, как на саундчеке?
Я знаю, что у нас на сцене адский шум. Но не следует забывать, что сцена, во-первых, очень большая, а мне, во-вторых, нужно большое давление в спину, чтобы правильно оторваться. Я из тех парней, которым просто нужен такой звук, чтобы почувствовать себя правильно. Конечно, это не означает, что вы должны из принципа максимально использовать Marshall, потому что все так делают. В нашей индустрии в этой сфере творится много чепухи.
Твои инструменты оснащены разными звукоснимателями. Гитары Charvel с активными звукоснимателями EMG, модели Hamer с обычными хамбакерами. Это связано с твоими конкретными звуковыми идеями для каждой модели или песни, которую ты сейчас играешь?
- До сих пор помню, как впервые попробовал звучки ЭМГ. Я был в восторге. Все зависит от того, какой вкус или звук вы имеете в виду. Я пробовал звукосниматели EMG со многими гитарами, и я считаю, что они великолепны. Вы должны знать, что активный звучек имеет совершенно другой звук, чем, например, пассивный звукосниматель, или звукосниматель с одной катушкой. Я хочу сказать, EMG никогда не используйте на традиционных блюзовых гитарах. Их звук очень жесткий и резкий. Идеальный звукосниматель для сольной гитары. Этот звук разносится повсюду. Всегда стоит вопрос предполагаемого использования, где и когда использовать какой звукосниматель. Каждая система звукоснимателей, активная или пассивная, имеет свои преимущества, потому что каждая система производит совершенно особый тон, который невозможно воспроизвести с другой. В зависимости от музыкального стиля вы должны спросить себя, какая система лучше и оптимальнее для вас.
Звук создается не только гитарой и звукоснимателем. Ваш гитарный техник только что сказал мне, что ты используешь разные типы усилителей вживую и в студии.
- Да он прав. Я использую 2 разных типа усилителей. В студии я много работаю с усилителями Gallien Krüger, которые, на мой взгляд, идеально подходят для этого. Студийная работа и сцена - это две совершенно разные вещи. Как я уже говорил, вживую вам нужно совершенно другое звуковое давление. Как гитарист, ты не можешь пройти мимо Маршалла. Они генерируют давление и мощность, которых нельзя достичь с другими усилителями.
Какие это модели?
- Беру топовые партии без мастер-громкости по 100 Вт каждая.
Есть старое утверждение, что маршальский регулятор тембра не особенно эффективен и что правильный звук доступен только с определенной громкостью. Как ты, старый поклонник "Маршалла", относишься к этому?
- Это верно. Либо вы правильно настроили "Маршалл", либо он не звучит. Типичный ламповый звук зависит от того, насколько сильно вы увеличиваете мощность усилителя Marshall. Вот почему я вообще не люблю маршалловские колонки с предусилителем. Мои настройки звука на усилителях основаны на гитарах, на которых я играю. Обычно мой регулятор громкости установлен на 6, высокие и средние на 8, а низкие на 10. Звук регулируется в зависимости от того, какой звукосниматель я использую. В принципе, эти настройки не имеют значения, потому что вы, как музыкант, производите звук. 3/4 звука гитары зависит от гитариста, а не от усилителя. Когда я однажды встретил Джеффа Бека, и мы играли вместе, я тоже подумал, что его звук исходит от усилителя, а не от него. Только когда он играл на моей системе и я снова услышал его типичный звук, я понял, что настройки звука и т. д. - ерунда.
В твоих соло использование тремоло играет большую роль. Хотя на рынке есть много тремоло-систем, ты оснастил почти все гитары системой Floyd Rose.
- У меня очень простой вкус - всегда только самое лучшее (смеется). Нет, шутки в сторону. В течение многих лет я использовал тремоло моих старых гитар Fender. Для меня вообще это была единственная тремоло-система. Однако, привыкнув к этому, нужно было уделять очень много времени. В какой-то момент у меня возникла идея изменить свой звук и я наткнулся на систему Флойд Роуз. До этого я перепробовал, разумеется, множество других систем, в том числе и тремоло Kahler. Но ни одна из них меня не удовлетворила. Среди всех тремоло-систем есть только одна, которая работает почти идеально, и это Флойд Роуз. Она тоже не подарок. Струна G здесь немного расстроена. Но не забывайте, что мне еще надо вытягивать все эти тремоло. Более жесткого стресс-теста, чем мое сценическое шоу, почти нет. На данный момент Флойд Роуз - лучшая система для меня. Тремоло, если вы его хорошо используете, очень эффектная вещь. Но как раз многие молодые гитаристы полностью преувеличивают. Если я использую тремоло в каждом соло, это быстро становится скучным. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы привыкнуть к тремоло. В первый раз, когда я начал с тремоло на моем Fender, этот странный рычаг просто мешал мне (смеется)
Беседовал: Etienne Weischenberg
Перевод: Сергей Ачмиз

