Пользуясь случаем, опубликую рецензию на Raging Steel. Изначально публиковал на Яндекс.Дзен, но там ноль просмотров.
![]()
Дюссельдорфский музыкальный коллектив Deathrow принадлежит к так называемой "второй волне немецкого трэш-метала". В эту категорию входят многочисленные группы, начавшие свою музыкальную деятельность, находясь под искренним впечатлением от успехов своих соотечественников в лице Kreator, Sodom и Destruction.
Уже в 1986 году Deathrow удалось подписать контракт с Noise Records. Дело обстояло так: через руки музыкантов Kreator в офис Noise попала аудиокассета с демо-записями Deathrow, которые произвели впечатление на сотрудников фирмы. Ребят сразу же направили в студию, записывать материал для полноформатного альбома. Итогом работ стала пластинка под названием Riders of Doom, которая появилась на прилавках музыкальных магазинов в этом же году.
Это был неплохой, но очень далекий от идеала альбом, которому сильно недоставало адекватного продюсирования. В результате альбом не мог похвастаться ни хорошим звуком ни оригинальными музыкальными идеями. Профессиональные навыки музыкантов тоже требовали значительной шлифовки - заметно сказывалось отсутствие опыта. Несмотря на все это, Deathrow каким-то неведомым образом оказались любимчиками прессы, и, хоть первый блин и рискнули попробовать лишь считанные единицы музыкальных критиков, зато почти все отзывы были в умеренно-положительном ключе.
Немногим позже, в этом же 1986 году, Deathrow перевыпускают свой дебютник с другой обложкой и сменив название на Satan's Gift. На обложке изобразили некого злыдня, держащего в руках сердце распятого на заднем фоне человека. Сам музыкальный материал остался абсолютно нетронутым.
Есть несколько версии, для чего это все было сделано. Наиболее правдоподобная, на мой взгляд, версия сугубо прагматическая: оригинальная обложка с четырьмя костяными всадниками, облаченных в робы, попросту не соответствовала господствовавшим на рынке стандартам "зловещести". Оригинальный рисунок попросту терялся на фоне обложек Slayer, например, где во всех красках эксплуатировалась сатанинская тематика, пользующаяся немалым спросом. В то время (да и сейчас) многие покупались именно на броскую обертку, зачастую пренебрегая содержимым, даже при выборе музыкального альбома. Так что это всего-навсего бессовестный маркетинговый ход, направленный на увеличение продаж не слишком конкурентоспособного продукта.
"Нам вообще не нравится эта новая обложка. Дерьмо полное, а не обложка. Мы не являемся блэк-металлической группой. Мы пытались переубедить Карла (Вальтербаха, директора Noise Records), но он только сказал, что все уже напечатано и ничего изменить не получится. Мы очень расстроены, потому что у людей может сложиться неправильное представление о нас." - сетует Свен Флюгге в интервью с журналистами из Metal Forces.
В самом деле, кроме названий некоторых треков в духе Satan's Gift, Dark Tales и Hell's Ascend, творчество Deathrow никоим боком не относится ни к сатанизму ни к блэк-металу - не нужно много ума, чтобы это понять. Дядя Квортон может спать спокойно.
В 1987 году Deathrow возвращаются со своим вторым студийным альбомом - Raging Steel, на сей раз без эксплуатации сатанинской тематики на обложке. Как и у большинства групп той эпохи, уровень мастерства музыкантов рос не по дням, а по часам - за один только год многие коллективы значительно поднимали свои навыки владения инструментами и выходили на качественно новый уровень игры. От сырости и небрежности Riders of Doom не осталось и следа - новый альбом превзошел его по всем параметрам: от качества записи и сведения, до куда более взрослого подхода к написанию композиций. Там, где Riders of Doom только тускло показывал потенциал коллектива, Raging Steel раскрывает его в полных красках. На этом альбоме ребята, без преувеличения, отожгли по полной.
Немалая доля успеха Raging Steel - заслуга продюсера Харриса Джонса. Этот человек - настоящий профессионал своего дела, который работал над множеством альбомов трэш-металлических групп. В то время некоторые недалекие "ценители высокого искусства" совершенно незаслуженно критиковали его за превращение берлинской Musiclab Studios в эдакий конвейер, бесконечно штамповавший однотипную продукцию. Несколько лет спустя объектом настолько же нелепой критики выступит Скотт Бернс и студия Morrisound во Флориде.
Еще раз напомню вам, что время действия - 1987 год. Тогда нельзя было просто взять и превратить ваш гараж или спальню в полноценную студию - технологический уровень такого не позволял. Возможности были куда более скромные и сильно ограничивались рядом факторов, поэтому зачастую музыкантам приходилось быть благодарными даже за самые базовые и примитивные по нынешним меркам условия.
Несмотря на все технические ограничения, Musiclab Studios довольно быстро заработали себе отменную репутацию и фактически гарантировали действительно профессиональные результаты по окончанию записи. А учитывая, что за работу над вторым альбомом Deathrow со всей серьезностью взялся тот самый Харрис Джонс (за первый альбом отвечали Ральф Хуберт и Андрэ Чипальер), результат ожидаемо оказался превосходным.
Все участники коллектива - гитарист Томас Прайб и Свен Флюгге, барабанщик Маркус Хан и бас-гитарист/вокалист Мило - на момент записи Raging Steel плотно сидели на Accept, Iron Maiden и Slayer, что, разумеется, наложило свой отпечаток на музыкальное наполнение альбома. Несмотря на то, что группа немного уступала в скорости некоторым своим коллегам по цеху, ее с легкостью можно было бы поставить в один ряд с теми же Kreator, например - просто послушайте заглавный трек, идущий сразу после вступительной части The Dawn. Существенная разница между дебютной работой и Raging Steel улавливается с первых секунд и заставлять раскрыть рот от изумления - от сырости и сбивчивости Riders of Doom тут не осталось и следа. Качество звука очень четкое, сочное и насыщенное; сами композиции куда более продвинутые, вкусные, мелодичные, быстрые, ладно скроенные и безупречно сыгранные. Уступая Kreator в скорости и дерзости, не дотягиваясь до уровня сглаженности и отшлифованности Helloween, Deathrow все-таки сумели нащупать свой собственный узнаваемый стиль, который ловко балансирует аккурат между Endless Pain и Keeper of the Seven Keys, наполняя Raging Steel внушительным количеством своих собственных запоминающихся оттенков.
Некоторые из них - например, фантастически сочнейший трэш-металлический этюд Pledge to Die и не на шутку зловещая Mortal Dread - предлагают слушателю понятное и осязаемое трэш-рубилово. Другие же - например, The Thing Within, которая начинается с акустического проигрыша, неспешно завлекая слушателя в плавающую смену ритмов, вращающихся вокруг центральных риффов; или изумительная инструментальная композиция The Undead Cry - являют собой более сложную и комплексную вариацию музыки Deathrow и раскрывают группу с совершенно неожиданных сторон. Апогеем мастерства Deathrow является композиция Beyond the Light - масштабное шестиминутное зубодробительное безумство, предваряющее уход группы в сторону радикального техно-трэша на последующем альбоме.
Лирика на Raging Steel затрагивает совершенно разные темы. Scattered by the Wind (именно так изначально задумывали назвать альбом) задевает щекотливую для немцев тему холокоста, Dragon's Blood отправляет слушателя в измерение Power Metal-а, описывая бытие различных магов и чернокнижников, а вышеупомянутая Pledge to Die всецело посвящена крестоносцам. Очевидно, что Deathrow всеми силами стремились отдалиться от навязанной им сатанинской эстетики.
Обложка альбома, разработанная плотно сотрудничавшим с Noise Recods в то время Филом Лоуренсом была выполнена в мультяшном, практически комиксовом стиле. На ней изображен пост-апокалиптический аналог Конана-Варвара, который через горный перевал ведет в бой свое войско. В этот раз обошлось без распятых фигур и вырванных сердец, однако, по словам гитариста Свена Флюгге, изначально выбранная группой обложка альбома была по неизвестным причинам забракована руководством Noise.
Рецензии были достаточно неплохие. Kerrang! оценили альбом в 4.5/5, отметив, что "навыки владения инструментами и композиторские способности музыкантов из Deathrow выросли, по меньшей мере, раза в два" и "гитаристы не только справились с задачей придумать очень быстрые, крепкие и оригинальные риффы, но и безупречно сыграли их", напоследок порекомендовав "если вам по нраву скоростной трэш-метал, то к Deathrow обязательно стоит присмотреться".
Конечно, Raging Steel не является прорывным и революционным альбомом, поэтому он куда менее популярен, чем, скажем, Pleasure to Kill или Darkness Descends. Тем не менее, это стопроцентная классика и великолепная работа высшей пробы, вобравшая в себя все хорошее, что могли выжать из себя Deathrow в 1987 году: скорость, высокое мастерство исполнения, технически навороченные риффы, цепляющие мелодии, отличное качество звука. Я считаю альбом Raging Steel пиковой точкой раскрытия творческого потенциала данного музыкального коллектива и по сей день с большим удовольствием слушаю эту пластинку.